+7 7172 57 11 12

Телефон

+7 7172 39 52 81

Канцелярия

Трансграничное водное сотрудничество в ЦА: прошлое, настоящее, будущее

Вода – ценнейший ресурс для планеты и человечества. В Центральной Азии этот ресурс выступает важным природно-географическим фактором, который формирует наш регион как единую систему.

Бассейны рек Амударья и Сырдарья сыграли значимую роль в развитии государственности в регионе, обусловили историчес­кую и культурную общность центральноазиатских стран, а также повлияли на особенности местной экономики. Благоприятные условия долин предгорий, пойм и дельт этих крупных рек привели к возникновению оседлого земледелия еще в первобытный период.

Как и во всех древних цивилизациях, изначально люди возделывали поля, используя естественный разлив рек. Со временем технологии орошения совершенствовались. Так, еще древнегреческими учеными времен Александра Македонского сообщалось о существовавших в центральной части Азии разветвленной сети каналов и цветущих садах. Создание ирригационной инфраструктуры обеспечивало стабильный и богатый урожай, способствовало прогрессу науки и культуры, влияло на мировоззрение.

Реки региона играли также политическую роль, выступая естественной границей между кочевыми народами Великой степи и земледельческой цивилизацией. При этом наши предки всегда ладили и находили согласие в вопросе их совместного использования. Наряду с ростом орошаемого земледелия совершенствовалось и регулирование водных отношений, появились свои традиции и правила.

В этом плане примечательно становление института мирабства. Как известно, он представлял собой многоуровневую систему. Ее возглавляли верховные мирабы, состоявшие на государственной службе и получавшие жалование. Они курировали работу магистральных каналов, занимались проектированием, вели расчеты по нивелированию.

На местных мирабов возлагалась работа с населением, включая определение сроков и очередности полива, организацию общественных работ по очистке каналов, ремонту и восстановлению ирригационных сооружений и так далее.

Мирабы избирались из числа наиболее авторитетных лиц, признанных мастеров своего дела. Профессионализм был важнейшим критерием, ведь от навыков по организации работ с ирригационными системами зависели урожайность и достаток населения. А также чистота городских каналов, что уже само по себе благоприятно влияло на санитарно-эпидемическую ситуацию в населенных пунктах.

Мирабы были не просто распорядителями воды, но и хранителями древних обычаев и традиций.

В период царской России происходит трансформация традиционных методов водопользования, переход на современные на тот момент подходы к орошению. Началось освоение новых орошаемых земель, проводится реконструкция старой сети. Бережливость и трудолюбие местных жителей, мудрость мирабов вместе с капиталовложениями заинтересованных российских промышленников привели к росту хлопководства. В итоге к 1917 году Туркестанский край давал почти половину всего хлопка, потребляемого в тот период фабриками России.

Во времена СССР государства Центральной Азии встали на путь более интенсивного использования водных ресурсов. Тогда были возведены крупнейшие водохранилища многолетнего и сезонного регулирования, построены почти 100 гидроузлов, десяток магистральных каналов большой протяженности и тысячи гидросооружений на оросительной сети.

Это качественно изменило отрасли региональной экономики, внесло существенный вклад в темпы развития СССР. Вместе с тем экстенсивный характер орошаемого земледелия привел к экологической катастрофе. Непродуманные оросительные проекты и решения стали причиной разрушения экосистемы бассейнов рек Амурдарья и Сырдарья. В результате навсегда потеряно Аральское море, некогда бывшее четвертым по величине озером в мире. Была утрачена важная роль Арала как естественного объекта в поддержании устойчивого экологического равновесия в бассейне, потеряно его климатообразующее значение.

Статистика показывает, что с 1961 года площади орошаемых земель в странах Центральной Азии увеличились почти с 4,5 млн до 7 млн га, суммарный водозабор в бассейне Аральского моря вырос с 60 куб. км до 116 куб. км в год. Годовой сток в Арал уменьшился с 55 куб. км до 10 куб. км, а площадь самого моря за это время сократилась почти в десять раз – с 69 тыс. кв. км до 7–9 тыс. кв. км, при этом соленость превысила изначальную в 15–20 раз.

Следует отметить, что в связи с затянувшимся циклом маловодных лет в 1980-х годах ситуация с водообеспечением в регионе обострилась. В 1987 году были созданы Сырдарьинское и Амударьинское бассейновые управления по межреспубликанскому распределению водных ресурсов и эксплуатации водозаборных сооружений и гидроузлов союзного подчинения.

В целях уточнения темпов развития отраслей экономик были разработаны схемы комплекс­ного использования и охраны водных ресурсов бассейнов рек Амударья и Сырдарья. В докумен­тах определялись лимиты водопользования в Центральной Азии, действительные и сегодня. К этой работе привлекались центральноазиатские научные и проектные институты, что способствовало кооперации между специалистами-водниками и принятию компромиссных решений.

Нельзя не отметить, что при советском планировании в орошае­мом земледелии учитывались угрозы всей экосистеме Аральского моря, для предотвращения его обмеления предполагалось межбассейновое перераспределение вод. Тогда же изучались самые разные решения этой проблемы. Например, планировалась переброска части стока сибирских рек (не более 10%). Проект основывался на солидной научной основе – к его разработке было привлечено множество научно-исследовательских организаций.

Учитывалось, что почти 90% водных ресурсов Советского Сою­за приходились на холодные, переувлажненные и малонаселенные Север и Восток. При этом масштабное осушение болот в северной части страны могло бы соз­дать новую базу для лесохимической и целлюлозно-бумажной промышленности. На юг Сибири, в Казахстан и остальную часть Центральной Азии переброска части стока сибирских рек предполагалась в целях дальнейшего ведения высокопродуктивного земледелия и животноводства.

Грандиозный «поворот» рек Сибири был бы повторением уже имевших место масштабных естественных природных явлений. Так, по имеющимся сведениям, около 10 тыс. лет назад, в ледниковый период, воды сибирских рек, найдя на севере препятствия в виде ледяной плотины, устремлялись на юг, тем самым через Туранскую равнину давали мощную водную подпитку бассейнам Арала, Каспия и даже Черного моря.

Распад Советского Союза оставил отмеченный проект только на бумаге, внутренние воды когда-то единого государства стали трансграничными.

Как бы там ни было, в советское время действовал четкий экономический механизм водно-энергетического сотрудничества. Он позволял вырабатывать разные режимы регулирования водного стока в интересах гидроэнергетики и ирригации.

Гидроэнергетика заинтересована в накоплении воды летом и использовании ее зимой (в самый энергодефицитный период), а ирригация, наоборот, связана с накоплением воды в зимние месяцы и ее широким использованием в летний, вегетационный период.

На практике это было реализовано в региональной модели, по которой Казахстаном и Узбекистаном поставлялись энергоносители на кыргызские ТЭЦ для выработки в зимний период нужного объема электроэнергии. Токтогульское водохранилище сокращало выработку, накап­ливало воду, тем самым могло выполнять функцию многолетнего регулирования. Летом водохранилище обеспечивало водой поливные земли нижерас­положенных стран. Вырабатываемая при этом излишняя для Кыргызстана электроэнергия потреблялась Казахстаном и Узбекистаном, тем самым производился расчет за поставляемые зимой энергоресурсы.

Однако в 1990-е годы страны Центральной Азии по разным причинам занялись пересмотром своих экономических политик, что затронуло и водно-энергетический сектор с его компенсационным механизмом. В то время цены на энергоносители в регионе поднялись до уровня мировых рынков, государства верховья перешли на увеличение производства гидроэлектроэнергии в зимний период. В результате прежний режим работы водохранилищ изменился с ирригационного на энергетический.

Кроме того, специфика распределения водных ресурсов, носившая в советский период внут­ригосударственный характер, с 1990-х годов приобрела транс­граничный контекст и перешла в сферу межгосударственных отношений. Все это наложило свою специфику на подходы к решению комплексного вопроса. В регулировании трансграничных водных режимов центральноазиатские республики прошли путь от споров и полярных национальных позиций к относительному компромиссу и диалогу.

Начиная с 1990-х годов в процессе внедрения различных региональных инициатив подписан ряд двусторонних и многосторонних документов в области совместного управления водно-энергетическими ресурсами Цент­ральной Азии. Созданы Международный фонд спасения Арала (МФСА), Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК), Межгосударственная комиссия по устойчивому развитию (МКУР). Также реализуются программы по бассейну Аральского моря.

Все это стало важным фактором укрепления диалога и сот­рудничества между странами Аральского бассейна. Неоценимую финансовую и техническую помощь оказало международное сообщество. Сделано немало. МФСА и МКВК успешно выполнили роль в предотвращении губительных последствий после развала единой централизованной системы управления водными ресурсами. Вместе с тем, несмотря на огромный объем работы, сегодня деятельность этих региональных организаций требует актуализации в соответствии с нынешними интересами всех центральноазиатских стран.

Хрупкое равновесие в водно-энергетическом комплексе и экологической системе регио­на требует бережного подхода. Важно обратить внимание на неукоснительное применение положений Соглашения о сотрудничестве в сфере совместного использования межгосударственных источников и водно-энергетических ресурсов, а также нормы международных конвенций в сфере использования трансграничных вод.

Стратегия по регулированию режима работы водохозяйственных сооружений в нашем регионе не должна рассматриваться сугубо в национальных рамках и должна учитывать общий контекст. Этот принцип призван стать политическим лейтмотивом всех переговоров и совместной работы центральноазиатских стран. Исходя из этого, государствам важно серь­езно осознать, что возведение любых водохозяйственных сооружений и инфраструктуры рядом с водоемами (например, АЭС в районе озера Айдаркуль) должно обсуждаться и согласовываться с соседями. Непросчитанное строительство ГЭС может оказать влияние на водообеспеченность нижерасположенных орошаемых земель.

Во внимание должны быть приняты и вопросы экологичес­кого состояния и устойчивости водных объектов. В частности, речь идет об образовавшейся сравнительно недавно Арнасайской системе озер и создаваемого озера Алтын Асыр, которые будут поддерживаться за счет доли Арала. Между тем государства Центральной Азии договорились о сохранении уменьшенной, но устойчивой акватории Аральского моря, что уже учитывается при решении вопроса о размерах акватории Большого и Северного Аральских морей.

Аналогичный подход представляется целесообразным применять и в отношении озера Алтын Асыр и всей Арнасайской системы озер.

Говоря о совместном использовании и охране трансграничных рек, важно избегать любой конкуренции, споров. Ведь это значительно ограничивает возможности устойчивого развития всего региона и каждого его государства. Так, упущенная выгода, связанная с недостаточно эффективным сотрудничеством, экспертами оценивается в 4,5 млрд долларов в год.

Стабильная экономика должна стать мотивацией для поис­ка выгодных компромиссов. Ведь, по мнению специалистов, воды и энергии в Центральной Азии достаточно для удовлетворения потребностей всех наших стран.

При этом, обсуждая вопрос о совместном использовании воды в регионе, нельзя забывать и об Афганистане. Сегодня на афганской территории формируются от 12 млрд до 16 млрд кубомет­ров воды за счет реки Амударьи и ее притоков. Из них на данный момент ИРА используется 3 млрд. Между тем, несмотря на сложную военно-политическую обстановку, у Афганистана имеется потребность увеличения потребления водных ресурсов до 7 млрд кубометров в год.

Кроме того, в будущем ситуация вокруг воды кардинально изменится, и драйвером изменений будет демографический рост. По оценкам ООН, к 2050 году население нашего региона может превысить 93 млн человек, из их числа на Приаралье придется около 20 млн. Это потребует дополнительных объемов воды.

Прогнозы показывают, что к 2100 году ситуация, возможно, усугубится увеличением среднегодовых температур в цент­ральноазиатском регионе, что может привести к сокращению стока рек.

В условиях будущего роста народонаселения в регионе и ожидаемого увеличения потребления воды было бы прагматичным уже сейчас выстроить и закрепить ясную, согласованную и действенную систему распределения водных ресурсов.

Водные ресурсы ЦА требуют рационального и бережного подхода. Конкуренция за воду, товаризация воды и разные политизированные проекты вокруг водных ресурсов неминуемо приведут к обострению социально-экономической ситуации и геополитической напряженнос­ти. Такой сценарий невыгоден никому.

Избежать таких поворотов в отношениях соседей по региону могут помочь идеи и предложения Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева, озвученные в августе 2018 года на саммите Международного фонда спасения Арала. В частности, это предложения о развитии правовой и институциональной базы МФСА, автоматизации системы управления, распределении и учета водных ресурсов бассейна Аральского моря, в том числе их качества.

С учетом идущего в настоящее время потепления в отношениях центральноазиатских государств в нашем регионе открывается благоприятный период для выстраивания механизмов взаимовыгодного сотрудничества в сфере совместного управления водными ресурсами. Радует, что у наших соседей растет понимание того, что конструктивное решение вопроса является жизненно важным для всех стран Центральной Азии. В ближайшем будущем рациональность использования водных ресурсов и эффективность функцио­нирования трансграничной ирригационной системы будут определять возможности экономического роста всего региона.

Казахстан последовательно выступает за решение водно-энергетических вопросов в нашем регионе. Так, в ходе общеполитических дебатов 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент РК Касым-Жомарт Токаев предложил создать в ЦА Региональный водно-энергетический консорциум. Он позволит обеспечить баланс между ирригацией и гидроэнергетикой при использовании водных ресурсов трансграничных рек. Деятельность такого консорциума также могла бы упредить или смягчить последствия энергетических кризисов, связанных с сезонным дефицитом энергоресурсов в верховьях рек.

С экономической точки зрения данный механизм представляется более прагматичным, нежели политика по обеспечению водной или энергетической самодостаточности каждой отдельно взятой страны региона. Представляется, что новую региональную политику управления водно-энергетическими ресурсами в Центральной Азии целесообразно строить на принципах солидарности и совместного устойчивого развития.

Такой продуманный подход будет способствовать комплекс­ному учету интересов каждого государства региона во благо всей Центральной Азии. Также настало время для автоматизации системы управления, распределения, учета и мониторинга водных ресурсов бассейна Аральского моря, в том числе их качества. Как ожидается, это обеспечит прозрачность использования воды государствами и укрепит взаимодоверие между соседями.

Ситуация в нашем регионе не уникальна. Порядка 145 стран мира пользуются так называе­мыми трансграничными водными бассейнами совместно со своими соседями, а территории 21 государства полностью входят в международные бассейны. В мировой практике существует множество компромиссных решений и моделей, которые позволяют согласовывать сложные комплексы экономических, политических, социальных и экологических интересов. Самое главное – это воля к диалогу и стремление сотрудничеству с соседями.

В завершение хотелось бы отметить, что народы нашего региона многие столетия имели понятную систему согласованного использования воды. И нам, потомкам, сегодня важно вновь выстроить доверительные отношения и воссоздать механизмы управления водными ресурсами в Центральной Азии. Устойчивое процветание и рост экономик всех центральноазиатских стран зависят от согласованности действий и взаимоподдержки в формировании архитектуры водно-энергетического баланса региона.

И в данный момент у нас есть хороший исторический шанс для открытия новой страницы совместного добрососедского развития.

АВТОР:

Айымдос Бозжигитов, Председатель Правления АО «Институт внешнеполитических исследований», Чрезвычайный и Полномочный Посол, Кандидат технических наук.